Многие жители новых районов, купив недорогую квартиру далеко от метро, потом берут кредит на автомобиль, и тем самым «доплачивают» разницу в цене по сравнению с дорогой квартирой рядом с метро. Если ты все же вынужден приобрести личный транспорт, то лучше будет выбрать одну машину на всю семью, чем купить по автомобилю каждого, и планировать свои перемещения по городу так, чтобы ездить вместе, занимая меньше места на дорогах. Можно также вместо покупки своего авто попробовать воспользоваться каршерингом. По провозной способности каршеринговый автомобиль заменяет 15 личных авто. Каршеринговые автомобили также, как правило, используются более эффективно и меньше стоят на парковках, занимая парковочное пространство в городе.
Сейчас, независимо от средства передвижения, жители западных районов тратят на поездку в одну сторону час и более. Как показал опрос Urban Forum, большая часть людей, переехавших в эти районы, надеялись, что скоро там будет проложен скоростной легкорельсовый трамвай (ЛРТ), на котором путь до центра займет не более 40 минут. Ежедневно ЛРТ может провозить 50-100 тысяч человек - что может «разгрузить» дорогу гораздо эффективнее новой выделенной полосы по Момышулы. С 2019 года проект строительства скоростного трамвая в Алматы не продвигается: акимат объясняет это тем, что еще не определился с финансовой моделью. Важно продолжать оказывать общественное давление и доносить важность строительства ЛРТ до городских властей. Для этого можно писать письма в городскую администрацию и присоединиться к петиции.
Давайте представим ситуацию, что Вы решили купить себе новую, просторную квартиру, в новостройке, правда далековато от центра, и машину пришлось продать, чтобы докинуть недостающую сумму на приобретение жилья. Вы заселяетесь, переезжаете в новый район, теперь нужно каждый день как-то добираться до работы в центр и обратно. Вы:
Вопрос 1/4
Выберите вариант ответа
Изучаете маршруты автобусов и покупаете транспортную карту
Копите, покупаете или берете в кредит автомобиль
Регистрируетесь в системе каршеринга
Выбираете альтернативный вид транспорта: велосипед, самокат или мопед
Общественный транспорт занимает в 18 раз меньше места, чем личный, а провозная способность автобуса в 10 раз больше, чем у легкового автомобиля. Выбирая общественный транспорт, вы уменьшаете количество машин в городе, а значит, и пробок. Маршруты можно отслеживать в режиме реального времени в приложениях Onay и CityBus, а сообщать о проблемах, с которыми вы столкнулись, или передавать предложения об улучшении можно:
- в управление городской мобильности;
- на странице Almaty Avtobustary;
- на сайте общественного транспорта Алматы.
Да, пожалуй, это самый популярный сценарий среди горожан. Здорово, если вы так же попробуете в свою практику поездок добавить карпу́линг — это когда вы можете взять с собой попутчиков без значительного отклонения от маршрута своей поездки, разделив с ними расходы на топливо, так вы сможете оптимизировать свои транспортные расходы, и кроме того регулярное использование совместных поездок гарантированно снижает трафик, помогает разгрузить дороги в часы пик
* Карпу́линг (англ. car «автомобиль» + pool «объединение») или райдше́ринг (англ. ride «поездка» + англ. share «делиться»)
Многие жители новых районов, купив недорогую квартиру далеко от метро или центра, сталкиваются с необходимостью приобретения транспортного средства, чтобы преодолевать большие расстояния между работой и домом. Какие еще бывают альтернативы и возможности? Каршеринг – современная альтернатива личному авто или такси. По провозной способности каршеринговый автомобиль заменяет 15 личных и меньше простаивает на парковках города. В отличие от такси даёт больше свободы и позволяет арендовать машину посуточно
Вопреки известному высказыванию Ахметжана Есимова, не каждый алматинец может позволить себе поездки на вертолёте. Но каждый может попробовать немного поменять своё транспортное поведение: например, раз в неделю устраивать день без автомобиля, выбирая велосипед, самокат и т. д. Кроме того, как показал опыт карантина, не обязательно каждый день работать из офиса – иногда можно поработать удалённо. Если мы можем что-то сделать из дома, никуда не выезжая, или же пройтись пешком вместо поездки на автобусе, то стоит стремиться к этому.
Информация по ответу
Ваш ответ
Представьте, что вы на один день решили отказаться от поездок на автомобиле, оставили своего железного коня и примерили на себя новую роль на дороге, решили проехаться по городу на велосипеде. И случилась конфликтная ситуация, вы столкнулись с машиной. В каком случае вашего движения и расположения на дороге вы считаете себя правым?
Вопрос 2/4
Выберите вариант ответа
Я поворачивал с Абая налево на Жарокова
Я двигался по велодорожке
Я ехал по автобусной полосе
Я выехал на зеленый на "пешеходку"
Левый поворот для велосипедистов на дорогах, имеющих более одной полосы, запрещён ПДД РК (пункт 24.7). При необходимости поворота налево велосипедист должен спешиться и перейти дорогу в положенном месте как пешеход. В этом случае водитель авто был прав. За езду не по правилам велосипедист может получить штраф в размере 2 МРП.
Там, где велодорожка не отделена от проезжей части боллардами* или разделителем, часто автомобилисты Алматы игнорируют ПДД и объезжают по ней другие машины или останавливаются, чтобы высадить пассажира. За выезд на велодорожку для водителя предусмотрен штраф в 3 МРП. Если водитель считает себя невиновным, можно вызвать полицию или заснять его машину на видео, чтобы передать сотрудникам.

В акимате существует Экспертный совет по альтернативным видам транспорта, а также отдел его развития в управлении городской мобильности. Если вы считаете, что необходимо расширить или отгородить велодорожку, звоните по номеру +7 727 271-66-05 и предлагайте улучшения.
По правилам велосипедистам разрешено передвигаться по автобусным полосам по крайней правой стороне в один ряд, но только в том случае, если поблизости нет велополосы или велодорожки. Частным автомобилям не разрешено заезжать на выделенки, кроме некоторых случаев, предусмотренных ПДД: для поворота направо, перестроения и других.
Если произошло ДТП и образовалась спорная ситуация, вызовите полицию. Не убирайте велосипед с дороги, а если его всё же нужно убрать, то зафиксируйте положение при свидетелях. Если вы пострадали, то вызовите скорую помощь. А для безопасности на дорогах стоит передвигаться на велосипеде в светоотражающей одежде и установить на велосипед фару и фонарь сзади. Сделайте себя заметными на дороге.
Ездить по пешеходному переходу верхом на велосипеде запрещено ПДД РК (пункт 24.7) из соображений безопасности. Водитель может не успеть остановиться, если велосипед внезапно выскочит на пешеходку. Необходимо слезть с велосипеда и перевести его пешком.
Об этом часто говорится, но нарушения все равно происходят, велосипедисты часто приравнивают себя к пешеходам. Иногда случаются конфликтные ситуации, где не дожидаясь полиции велосипедисты могут скрыться с места аварии. Велосипедист – это участник движения, на которого распространяются правила. А побег с места ДТП – наказуемое нарушение. Как действовать в случае ДТП? Читайте инструкцию на The Steppe, она и для водителей, и для велосипедистов.
Информация по ответу
Ваш ответ
Представьте, что вы стали акимом города, занялись безопасностью на дорогах. Ваша задача сделать комфортным и безопасным передвижение и нахождение на дороге как автомобилистов, так и всех остальных участников дорожного движения. Вы можете обезопасить один из аварийных перекрёстков города – Толе би – Утеген батыра (Сайран). Что бы вы здесь изменили?

Вопрос 3/4
Выберите вариант ответа
Установил бы надземный пешеходный переход, чтобы разграничить движение автотранспорта и пешеходов
Снизил бы скоростной режим до 50 км/ч и установил бы островки безопасности по Утеген батыра
Перенёс бы выделенную полосу по Толе би на бывшую трамвайную линию
Построил бы транспортную развязку, чтобы облегчить передвижение всех видов транспорта
Надземные пешеходные переходы эффективны на улицах с двумя и более полосами движения в одном направлении. Но на практике в Алматы очень мало действительно комфортных надземных переходов. Кроме того, для экономии времени часто пешеходы пересекают улицу в неположенном месте, вместо того чтобы подниматься и спускаться по пешеходному мосту. В основном надземные переходы не выполняют свою прямую задачу – снизить количество ДТП.
Водители часто «умеренно» превышают скорость в пределах 10–15 км/ч, сами того не замечая. А превышения на дозволенные Адмкодексом 9 км/ч достаточно, чтобы удвоить риск аварии и получить травмы. Всемирная организация здравоохранения рекомендовала снизить скоростной режим до 50 км/ч в черте города, а в 2021 году призывала снизить его до 30 км/ч.
На Толе би есть «разделительные полосы», оставшиеся от трамвайных путей, но на Утеген батыра нет никаких препятствий, которые могли бы заставить водителя сбавить скорость. Большой радиус поворотов на перекрёстке позволяет водителям поворачивать на опасной для пешеходов скорости. Эту проблему поможет решить искусственное искривление проезжей части, подняв на дороге островки безопасности.
Визуально это выглядит так, пример
При заторе на полосах для смешанного транспорта автобусные полосы остаются свободными, и по ним на более высокой скорости движутся автобусы (и нарушители). Если пешеход пересекает смешанный поток, то двигающийся по выделенке может его не увидеть, так как его обзор ограничен стоящими в пробке машинами. Лучше эту задачу решает система БРТ: благодаря ей добавляется разделительная полоса по центру дороги, обустраиваются островки безопасности, уменьшается протяжённость пешеходных переходов и улучшается обзор для водителей, что значительно снижает риск ДТП как с участием пешеходов, так и с участием автомобилей и автобусов. Другая проблема БРТ – затруднённый левый поворот для автомобилей на перекрёстках и растущие пробки. Нужны продуманные режимы светофоров с дополнительной левой секцией для обоих видов транспорта.
Транспортные развязки могут быть эффективны для снижения количества ДТП на отдалённых от городских объектов дорогах, а также вне населённых пунктов, где необходимо разделить потоки транспорта с высокой скоростью движения и где нет регулярного движения пешеходов. В городе это решение не работает и приводит к большому числу ДТП с участием автомобилей и пешеходов. Для того чтобы по правилам пересечь улицу с транспортной развязкой, пешеходу придётся преодолеть значительное расстояние, и многие скорее примут решение перебежать дорогу в неположенном месте.
Информация по ответу
Ваш ответ
Бывают в жизни ситуации от которых никто не застрахован, и тут уже не до машины, сложно даже дорогу перейти. Представим, Ваш друг временно передвигается в инвалидной коляске из-за состояния здоровья. Вы решаете пойти на прогулку в парк Первого Президента, но для этого вам нужно пересечь Аль-Фараби. Вы:

Вопрос 4/4
Выберите вариант ответа
Везёте своего друга к подъёмнику, установленному в надземном переходе
Садитесь в автобус, чтобы перебраться на другую сторону улицы в объезд
Вызываете «Инватакси»
Отказываетесь от прогулки в парк до тех пор, пока не появится регулируемый пешеходный переход, и идёте с другом в другое место
Это самый короткий путь для пересечения проспекта, но, как и во многих других переходах в Алматы, сами подъёмники для маломобильных групп либо неисправны, либо закрыты на ключ. Так, по мнению акимата, они защищены от вандализма. Ключи от подъёмника находятся в социальных отделах районных акиматов, туда работники акимата предлагают обратиться. Но, даже получив ключ, можно столкнуться с тем, что электрический механизм подъёмника не сработает из-за неисправности. Чтобы сообщить о неисправности, направь письмо в районный акимат, управление городской мобильности или отправь обращение через Open Almaty.
На практике водители проезжают мимо маломобильных пассажиров, не замечая их. Хотя по закону об общественном транспорте люди в инвалидных колясках имеют право на внеочередную посадку и специальные места в салоне. Большинство современных городских автобусов низкопольные, но часто водители не опускают пандусы. Также не везде есть озвучка остановок для слабовидящих пассажиров и бегущей строки с названиями остановок для слабослышащих. Если вы столкнулись с этими проблемами, то можно обратиться в управление городской мобильности. Для водителей существует Международное руководство по доступности общественного транспорта, в котором прописаны рекомендации по работе с маломобильными группами. Более доступно для ограниченных в движении граждан алматинское метро. Однако спуск по эскалатору в коляске и ожидание сопровождающих работников метрополитена занимают время. Передвигаться в коляске без сопровождающих в метро пока невозможно.
Услугами социального «Инватакси» могут пользоваться все люди, которые пользуются креслами-колясками, независимо от причины ограничения их движения. Однако, перед тем как пользоваться сервисом, нужно будет подать в организацию заявление, копию документа, удостоверяющего личность, заключение медицинской организации по форме 035-1/у и копию справки об инвалидности. Заявки на выезд «Инватакси» принимаются за день вперёд. Диспетчер службы запишет ваши данные, а также начальную и конечную точку вашей поездки. Вы сможете поехать вместе со своим другом как сопровождающий бесплатно. У службы «Инватакси» в Алматы нет официального сайта или приложения, за информацией о вызове можно обратиться в управление социального благосостояния по номерам: +7 727 261 6778; +7 727 261 7556 .
Сценарий принципиальный, но попросить улучшение вы вправе. Чтобы через вашу улицу сделали безопасный пешеходный переход, нужно обратиться в управление городской мобильности через eGov или Open Almaty. Правда, не всегда такие обращения работают, вынуждая горожан прибегать к другим методам. Так, в январе 2020 года активист Юрий Маленьких вышел на одиночный пикет, чтобы пешеходный переход через перекрёсток на Суюнбая – Хмельницкого сделали более безопасным, так как расположение светофора и знаков не соответствовало требованиям, а также не было зебры. После этого дорожные службы переставили дорожные знаки, а позднее на перекрёстке прочертили разметку
Информация по ответу
Ваш ответ
#ГОРОЖАНЫМ
ОНЛАЙН ИГРА
КТО ТЫ НА ДОРОГЕ?
Вы накопили на жилье и выбрали просторную квартиру в новостройке на окраине города. Переезжаете в новый район, и нужно каждый день как-то добираться до работы в центр и обратно. Вы:
В городе ввели карантин и запретили передвигаться на общественном транспорте. Ты решаешь подработать велокурьером. Едешь на доставку по велополосе, и вдруг в нескольких метрах впереди на нее выезжает решивший припарковаться автомобиль. Ты:
Представь себе, что на один день ты стал акимом города, и занялся безопасностью на дорогах. Ты можешь обезопасить один из самых аварийных перекрестков города – Толе би-Утеген батыра. Что бы ты здесь поменял?
Твой лучший друг временно передвигается в инвалидной коляске из-за состояния здоровья. Вы решаете пойти на прогулку в Парк Первого Президента, но для этого вам нужно пересечь Аль-Фараби. Ты:
Итого:0Балов
*Болларды – это дорожные столбы, которые блокируют проезд автомобилей на тротуары, дорожное полотно и и велосипедные полосы